01.12.2015

Акции с вибронакидками, трекером и ценными подарками к ним продлены до 14 декабря!

16.11.2015

Только до 14 декабря – купите вибронакидку Gametrix в интернет-магазине shop.gametrix.ru и получите наушники Koss в подарок.

ПУБЛИКАЦИИ
02.03.2010
14TBAP_Kos

Игровой руль Gametrix Viper: ищем слабые места

| Хабрахабр


Игровой комплект Gametrix Viper имеет уникальный для игровых устройств срок гарантии — 60 месяцев при домашнем использовании и 12 месяцев при коммерческой эксплуатации.
Игровой руль Gametrix Viper
Что позволяет нам быть уверенными в том, что игровой комплект честно отработает заявленный срок?

«Где бы что не говорили, всё одно сведет на баб» (с) С.Филатов


В статье Факторы, влияющие на ресурс игровых рулей я описал основные элементы игровых рулей, которые влиют на общий ресурс устройства. Т.к. я один из разработчиков игрового руля Gametrix Viper, я не могу не говорить ни о чем, кроме баб этого руля, как вы понимаете.
Соответственно я хочу оценить ресурс этой модели по предложенной ранее методике.

ДАТЧИК


В руле и педалях Gametrix Viper впервые в мире применены магнитные резистивные датчики, которые мы назвали MaRS. Датчики MaRS и контроллер к ним разработаны и производятся в России.Датчики MaRS
На фото — датчики MaRS на групповой заготовке

Принцип работы датчика заключается в измерении угла между полюсами постоянного магнита.
Технология MaRS
Очевидно, что при этом в датчике отсутствуют трущиеся элементы.
Вот как выглядит этот узел внутри руля физически:
Магнитный резистивный сенсор



Прекрасно видно, что датчик и магнит никак не соприкасаются

А вот как реализована эта схема внутри педалей.


В оси вращения педалей запрессованы круглые магниты:






Рядом с магнитами установлены датчики:



Обратите внимание — между магнитом и датчиком две пластиковые стенки. Удобство датчиков MaRS состоит еще и в том, что магнитному полю пластик не преграда

Надеюсь, я смог убедить вас в том, что никакого трения в датчике нет.
Таким образом, ресурс датчиков мы можем признать бесконечным.

РЕДУКТОР


Сравните два этих элемента:

Это один и тот же узел центрирования рулевого колеса, но реализованный на разных датчиках. Слева — на потенциометре, справа — на MaRSе

Как видите, MaRS установлен прямо на оси вращения колеса баранки и редуктор отсутствует как класс.
То же самое мы видим внутри педалей:

Редуктор потенциометров


Редуктор отсутствует, датчикам MaRS он не нужен

Мы видим, что элемент уменьшения ресурса «редуктор» отсутствует полностью. Правда, плата за это — отсутствие системы Force Feedbaсk. Руль Gametrix Viper центрируется при помощи пружины, а обратную связь реализует при помощи вибрации.

ОСИ ВРАЩЕНИЯ


Т.к. в руле Viper нет редуктора, то осей вращения остается ровно три — ось рулевого колеса и две оси педалей.
Собственно заявленный ресурс в 5 лет и определяется этими узлами — больше узлов, подверженных износу, в руле нет.
Давайте рассмотрим конструкцию этих узлов подробнее.
Самый нагруженный узел — это механизм центрирования рулевого колеса. Именно его вращают с наибольшей скоростью и именно на него ложится вес рук игрока.
Рассмотрим как он устроен

Снимаем датчик


Снимаем крепление магнита


Снимаем верхнюю крышку


Убираем кожух пружины. Обратите внимание на присутствие смазки


Вынимаем центральную ось, на которой и вращается рулевое колесо

Как видно из этой фотографии, подшипник скольжения, который реализован на оси руля Viper, образован двумя отверстиями в крышке и круглой осью в них.
Первое место, где может образоваться люфт, находится именно тут.
Надо отметить, что люфт в этом узле присутствует изначально. Это связано с тем, что обеспечить столь точную подгонку, как, скажем, между коленвалом и шатуном двигателя, невозможно, т.к. это пластик, который крайне сложно сопрягать с такой точностью. Вторая причина — при точной подгонке подшипник скольжения требует постоянной смазки, иначе он будет вращаться слишком туго и быстро износится. Поэтому в эти детали изначально заложен определенный зазор, который позволяет оси свободно вращаться.


Еще один важный момент, который отличает датчик MaRS от потенциометра. С датчиком MaRS люфт оси НЕ ПРИВОДИТ К ПОЯВЛЕНИЮ МЕРТВЫХ ЗОН. Т.е. возникновение люфта не приводит к ухудшению управляемости.

Кстати. Мы переработали этот блок и поставили в него подшипник. Представленный на фото узел в условиях домашней эксплуатации можно смело признать вечным. Руль с таким узлом центрирования и на бесконтактных датчиках можно будет передать внукам — он будет работать так же, как в день покупки. Однако применение такого узла повысит цену изделия на 7-10$ и его производство признано нецелесообразным. Инвестор считает, что при такой цене покупатель не будет покупать руль с вибрацией, а предпочтет руль с FFB. Таким образом, этот усовершенствованный вечный руль не будет продаваться, поэтому в серийных устройствах этот узел пока не применяется.


Второе место, где будет возникать износ, это упоры пружины.
В этом месте стальная пружина скользит по пластику, что в перспективе грозит износом. Однако ресурс этого узла весьма велик, т.к. это место хорошо смазано, а упоры сделаны из толстого и прочного пластика.


Я считаю, что ресурс этого узла составляет не менее 3000 часов.

Переходим к педалям.


Во-первых я хочу отметить, что конструкция этих педалей скопирована с модели Microsoft SideWinder Force Feedback Wheel, т.е. это продукт американской инженерной мысли, а не разработка наших азиатских друзей. Сами педали имеют очень простую и надежную конструкцию, судите сами:


Фактически, педали состоят из 4-х деталей из толстого пластика и двух пружин. Оси вращения имеют большую площадь соприкосновения, а значит, ресурс будет большим. Плюс оси хорошо смазаны:


Ресурс педалей однозначно очень велик, я оцениваю его в 5000 часов (не до разрушения, а до появления люфтов).

Собственно, это все узлы, где возможно возникновение проблем.
Мы оцениваем ресурс конструкции в 3000 часов.
Причем это не означает, что руль выйдет из строя, нет. Через 3000 часов износ оси баранки приведет к излишней мягкости вращения в центре, больше никаких проблем не возникнет, а, главное, точность работы датчиков не изменится.

Я надеюсь, что смог убедить вас в том, что мы серьезно подошли к надежности конструкции наших рулей, а значит, покупатели не будут испытывать с ними никаких затруднений при эксплуатации.

И еще — вышла новая версия драйвера, в ней серьезно улучшена работа вибрации. Качать тут